Торговля доменами или доменными именами со времени начала их регистрации в Интернете стала весьма и весьма доходным бизнесом. И не только на рынке собственно самой регистрации доменных имен компаниями-регистраторами. Некоторыми этот рынок определяется как первичный.

Его оборот можно оценить, исходя из того, что сегодня в мире уже зарегистрировано примерно 100 млн. доменных имен, ежегодно регистрируются миллионы доменов, а стоимость регистрации одного домена составляет от нескольких до нескольких десятков долларов.

Но, как это всегда происходит, параллельно с рынком регистрации доменных имен возник рынок иной. Некоторые весьма продвинутые американские товарищи, вовремя оценив потенциал Интернета, стали быстренько регистрировать целыми пачками привлекательные доменные имена с целью дальнейшей их перепродажи задорого (рынок вторичный). Явление это получило название киберсквоттинг. Многие из киберсквоттеров, кстати, воспользовались тем, что в начале 90-х годов можно было зарегистрировать множество доменов совершенно бесплатно. Да и выбор был практически неограниченный…

Для справки. Домен (или доменное имя) является своего рода адресом во всемирной сети Интернет, позволяющим однозначно идентифицировать тот или иной сетевой ресурс (сайт) в этой сети. Понятно, что лучшим выбором, например, для имени сайта компании является совпадение доменного имени с названием, торговой маркой или направлением бизнеса компании. Например, журнал Playboy имеет сайт с доменным именем PLAYBOY.COM. Что позволяет его читателям без лишних проблем идентифицировать и посещать сетевой вариант своего любимого издания.

Что из этого получилось, можно увидеть на нескольких примерах. Среди которых наиболее выдающийся результат показал домен со специфическим названием SEX.COM, проданный его владельцем американским инженером Гэри Аланом Кременом американской же компании Escom LLC за $14 млн. в январе 2004 года (в октябре этого года компания передала домен вместе с сайтом компании Playboy Enterprises International, Inc., выпускающий журнал Playboy).

Хотя на самом деле Кремен получил от своего домена значительно больше, а в перспективе может получить и еще, правда, к киберсквоттингу это уже не относится.

История с доменом SEX.COM воистину сродни детективу и тянется с 1994 года. Именно в этом году 21-летний Кремен и зарегистрировал бесплатно домен с таким привлекательным (как оказалось позднее, для очень многих) названием в компании-регистраторе Network Solutions (впоследствии влилась в Verisign). В следующем году домен SEX.COM, обманув регистратора, перерегистрировал на себя 46-летний Стивен Майкл Коэн. Организовав по адресу SEX.COM порно-портал, и разместив на нем ссылки на порноресурсы в Интернете, Коэн довел посещаемость этого портала до 25 млн. человек в день. Соответствующими были и доходы владельца. По некоторым сведениям Коэн заработал на этом портале до $250 млн. (за счет рекламы и пр.).
Бросившемуся в Network Solutions за справедливостью Кремену посоветовали обратиться за ней в суд (как выяснилось позже, на свою голову). Что он и сделал.

Нельзя сказать, что суд сразу же ринулся на защиту Кремена, вначале вообще отказав ему в иске – по той причине, что сайт, по мнению суда, не является собственностью, а поэтому и украсть его нельзя. Виртуальная эра только начиналась…
Убеждать суд в своей правоте Кремену пришлось более пяти лет. Но дело стоило того. В ноябре 2000 года суд вынес вердикт о возвращении домена SEX.COM владельцу и обязал Коэна выплатить Кремену штраф в размере $65 млн. Пострадала и компания-регистратор (на тот момент Verisign), которую суд оштрафовал на $20 млн. за ненадлежащую ответственность за сохранность домена SEX.COM.
Правда, эти деньги с Коэна еще нужно получить: после решения суда он сбежал в Мексику, а свои капиталы увел за границу США. Но в октябре 2005 года его в Мексике отловили, и ныне он находится в американской тюрьме. Кремен пока удовлетворился лишь некоторыми объектами недвижимости, принадлежавшими Коэну.

Владелец второго по стоимости проданного за всю историю Интернета домена business.com Марк Острофски на бесплатную раздачу не успел – ему пришлось покупать этот домен в 1995 г. за $150 тыс. Но он тоже не прогадал, продав business.com в 1999 году за $7,5 млн. Правда, может, поторопился?..